Это управленческое действие многие менеджеры небезосновательно
считают секретом. Кто умеет его осуществлять, тот чаще других достигает
успеха в управленческой деятельности. Менеджер, который им владеет,
имеет все основания называться хорошим организатором: он не просит
должностей — их ему предлагают. Обладатели «секретного оружия» в
значительной степени постигли секрет карьеры. Управленческое действие,
о котором идет речь, называется делегированием.
Делегирование — это
такая организация работы, при которой руководитель распределяет между
подчиненными конкретные задания. Можно сказать и иначе: делегирование
есть передача подчиненному задачи или действия, которое должен
осуществить руководитель, вместе с необходимыми для этого полномочиями.
Делегирование — действие, совершенно необходимое. Хочет руководитель
или не хочет, нравится ему или нет, умеет он или не умеет —
делегировать вынуждает жизнь. Можно сказать, что это — объективная
необходимость. Если руководитель умеет распределять между подчиненными
конкретные задания, значит, он овладел одной из основных заповедей
управленца: «Не я должен подчиняться работе, а работа должна
подчиняться мне». Почему делегирование является необходимым? По меньшей
мере по двум причинам:
- Ежедневный объем работы, которую предстоит выполнить
руководителю, всегда превышает его физические и временные возможности:
ежедневно он должен делать больше, чем может, и это нормально. А
поручение дел, заданий своим подчиненным позволяет руководителю
выполнить больший объем работы.
- Естественно, что
подчиненный способен делать какую-то работу или справиться с какой-либо
задачей лучше, чем шеф. Этого не следует бояться, а следует поощрять и
культивировать. Хороший менеджер не тот, кто может делать любое дело
лучше своих подчиненных, а тот, кто руководит так, что каждый
подчиненный делает свое дело наилучшим образом.
Делегирование является одной из ключевых задач в менеджменте. Но,
несмотря на это, есть менеджеры, которые стараются, по возможности,
избегать
делегирования. Почему? В основе такой позиц
ии лежат чисто
психологические причины, стереотипы сознания, а иногда опасения. В чем
они состоят?
1. Делегирование — это
избавление от лишней неинтересной работы. Кроме того, стыдно навязывать
другому работу, которую я могу сделать сам.
Это, конечно, заблуждение. Если руководитель умеет ставить цели и
планировать, то понятие «лишняя работа» вообще перестает существовать.
Навязывать работу плохо, но если руководитель овладел методами,
способами мотивации сотрудников к труду, то о навязывании не может быть
и речи.
2. Делегирование — перепоручение дел, это способ уйти от ответственности, свалить ее на подчиненного.
Это неверно! Делегирование есть форма разделения труда и,
соответственно, разделения ответственности, причем не всегда в сторону
уменьшения. Подумайте сами: в любом случае за положение дел в
подразделении отвечает руководитель, и при делегировании его
ответственность не понижается, а возрастает. Ведь теперь он отвечает
уже не только за решение задачи, но и за того человека (а точнее — за
правильность своего выбора), которому поручено выполнение задачи. Так
что делегирование не снижает ответственности и не избавляет от нее, а,
наоборот, повышает ответственность и руководителя, и сотрудников.
Кстати, в этом и кроется одна из причин сопротивления делегированию
обеих сторон.
3. Делегирование предполагает
получение новых обязанностей. Я должен подобрать подходящего
сотрудника, стимулировать и контролировать его действия, дать
необходимые инструкции, разъяснения и т. д., причем безо всякой
гарантии, что работа будет выполнена. Гораздо быстрее и надежнее
сделать это самому.
Конечно, делегирование требует времени. Но если оно осуществляется
эффективно, то руководитель выигрывает больше времени, чем тратит. Так
что приведенное выше опасение — следствие неумения делегировать, и не
более того. Ведь эффективно организованное делегирование дает очень
многое. Судите сами:
- Делегирование есть способ мотивации сотрудников.
- Делегирование
дает руководителю возможность узнать способности сотрудников, уровень
их квалификации, определить их потенциальные возможности.
- И,
наконец, делегирование позволяет найти время для решения стратегических
задач и задач группы А, не выпуская из поля зрения остальные. Иными
словами, не будет преувеличением сказать, что умение делегировать это и
есть умение делать что-то руками других, то есть руководить.
Психологические условия успешного делегирования
Сначала выясним, что можно делегировать, а что — нет. Делегировать в любом случае надо:
- рутинную работу;
- специализированную деятельность (то есть ту самую, которую ваши сотрудники могут выполнить лучше, чем вы);
- решение частных вопросов;
- подготовительную работу (проекты и т. д.).
Вообще в каждом конкретном случае проверяйте любое из предстоящих
вам дел на возможность делегирования. Руководствуйтесь предельно
простым принципом: все, что могут делать сотрудники, должны делать
сотрудники. Для начала попробуйте оценить возможность делегирования
таких видов работ, как следующие:
а) предварительная формулировка (но не окончательное утверждение!)
целей, планов, программ и проектов, по которым вы должны принимать
решения;
б) участие вместо вас в совещаниях, на которых излагаются ваши проекты и предложения.
Никогда не подлежат делегированию:
- Такие функции руководителя, как постановка целей, окончательное решение по стратегическим вопросам; контроль результатов.
- Мотивация сотрудников.
- Задачи особой важности.
- Задачи высокой степени риска.
- Необычные, исключительные дела.
- Актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснений или перепроверки.
- Конфиденциальные задачи.
Итак, начиная рабочий день, рассмотрите возможность делегирования
каждой имеющейся задачи, выделите те, которые подлежат делегированию, и
действуйте.
Когда делегировать? В ежедневных рабочих ситуациях — всегда, так
часто и так много, как и сколько позволяет рабочая обстановка. Кроме
того, делегирование должно быть использовано в случае, когда рабочая
ситуация существенно изменилась и возникла необходимость
перераспределить функции и полномочия. Такое бывает:
- при изменении структуры персонала (новое назначение, повышение по службе, увольнение и т. д.);
- при реорганизации или структурной перестройке отдела (фирмы, подразделения);
- в кризисных ситуациях;
- в случае появления новых сфер деятельности или при изменении компетенции.
Само собой разумеется, что делегирование есть не простое поручение
или перепоручение задачи, а такое поручение задачи, которое соотнесено
с возможностями и способностями (а также загруженностью!) подчиненных.
Загруженность сотрудников — важнейший регулятор вашей активности при
делегировании.
Правила делегирования
- Передавайте свои полномочия не из соображений престижа, а
исключительно для пользы дела. Дело, его польза, а не амбиции являются
критериями делегирования.
- Используйте делегирование как
средство усиления уверенности подчиненных в своих силах. Это не менее,
если не более, важно, чем решение самой поручаемой задачи.
- Будьте
готовы поддержать того, кому вы делегировали задачу. Даже самый
самостоятельный и компетентный сотрудник нуждается в поддержке босса
хотя бы для
того, чтобы быть уверенным в том, что босс все еще считает его
самостоятельным и компетентным.
- Учитывайте
то, что, получив задание, подчиненный может принять не самые точные, а
порой и ошибочные решения. Конечно, есть задачи, которые должны
решаться безошибочно, но как раз их и не следует поручать другим.
- Делегируйте
непосредственно, не используя передаточные звенья, чтобы избежать
эффекта «испорченного телефона». Вспомните закон «расщепления» и
искажения смысла управленческой информации, который сможет сослужить
плохую службу.
- В случаях, когда сотрудники совершают
ошибки в выполнении делегированных функций, объективно разбирайте
существо дела, суть ошибки, а не личностные качества, недостатки и
просчеты подчиненного. Ведь в конце концов именно вы выбираете его для
решения данной задачи. Так что критикуйте осторожно, требуйте не
извинений, а объяснений причин, которые привели к ошибке, и
конструктивных предложений по исправлению положения.
- Передав
подчиненному задачу и соответствующие полномочия, не вмешивайтесь в ход
ее решения без довольно веских оснований, то есть до тех пор, пока не
увидите, что могут возникнуть серьезные осложнения.
- Принимайте
на себя ответственность за все решения, которые сделаны вашими
подчиненными, получившими от вас необходимые полномочия. В случае
успеха отдайте его подчиненному — непосредственному исполнителю
задания, в случае неудачи возьмите ответственность на себя. Можете быть
уверены, что это оценят по достоинству.
И последнее: если вы не хотите ошибиться, когда выбираете, кому
делегировать задачу, действуйте по принципу: «Делегировать задачу надо
не тому, кто хочет, а тому, кто может и способен ее решить».
Как видите, перечисленные рекомендации, несмотря на их важность,
носят все-таки достаточно общий характер. Поэтому обратимся к известным
в психологии управления правилам эффективного делегирования, которые
сформулированы западными исследователями.
Двадцать критериев успешного делегирования
- Делегируйте заблаговременно. Решение о том, что и кому вы
хотите или должны поручить, принимайте сразу после составления рабочего
плана на день.
- Делегируйте, сообразуясь со способностями и возможностями своих сотрудников.
- Помните — делегирование без мотивации и стимулирования невозможно! Мотивируйте сотрудников во время делегирования.
- Делегируйте задачу или работу по возможности целиком, а не в виде частичных изолированных заданий.
- Каждый раз при делегировании объясняйте, о чем идет речь: об единичном случае или о постоянном делегировании.
- Решение однородных задач лучше поручать одному и тому же сотруднику.
- Убедитесь в том, что сотрудник может и хочет взяться за работу.
- Остерегайтесь того, чтобы, так сказать, «для надежности» поручать одну и ту же работу двум сотрудникам, не знающим об этом.
- Передавайте вместе с задачей полномочия и компетенцию (вплоть до права подписи документов, если это необходимо).
- Как
можно более точно и полно инструктируйте сотрудников при делегировании.
Удостоверьтесь в том, что порученное задание понято правильно. Помните,
что подчиненный может сделать только то, что вы ему скажете, а не то,
что вы себе представляли или имели в виду при изложении задания (закон
«неопределенности отклика»).
- При инструктировании важно не только объяснять суть задания, но и его смысл и цель.
- Крупные
и важные задания рекомендуется поручать приказным путем в письменной
форме. Это, конечно, не снимает необходимости мотивировать и тщательно
инструктировать сотрудника.
- Если задание сложное и новое,
то, поручая его, следует применить пятиступенчатый метод. Ступени этого
метода имеют определенный психологический смысл:
- подготовить сотрудника (мотивация);
- объяснить задачу (подробная инструкция);
- показать, как делать работу (дать образец);
- доверить сотруднику выполнение работы под наблюдением и корректировать его действия;
- передать сотруднику работу целиком, оставив за собой только контроль.
- Предоставляйте подчиненному возможность
дальнейшего профессионального обучения и даже служебного роста в целях
лучшего выполнения порученных задач.
- Обеспечьте доступ к
любой необходимой информации. О важности задачи сотрудники судят во
многом по тому, насколько полно и своевременно они получают информацию.
- Избегайте того, чтобы без веских причин вмешиваться в рабочий процесс.
- Вместе
с тем создайте у подчиненного уверенность в том, что в случае
возникновения трудностей или проблем он всегда может попросить у вас
совета или поддержки.
- Договоритесь с сотрудником о том, когда, как часто и в какой форме он будет сообщать вам, как продвигается дело.
- Контролируйте конечные результаты порученного и немедленно информируйте сотрудника об итогах контроля.
- Конструктивно хвалите успехи и критикуйте недостатки в выполняемой работе.
Таковы критерии (принципы) успешного делегирования. Их соблюдение
позволяет избегать многих неприятностей. Но критерии эффективного
делегирования не так просто использовать в практике управления. Для
облегчения этой задачи специалисты предлагают список вопросов, ответы
на которые помогут руководителю дать конкретные поручения подчиненным.
Ответьте и вы на эти вопросы, и тогда поручение сотруднику будет
сделано более квалифицированно.
-
Что? Что
вообще надо делать? Какие частичные задачи надо выполнить отдельно?
Каким должен быть конечный результат? Какие отклонения от него могут
быть приняты во внимание? Каких трудностей следует ожидать?
-
Кто? Кто является наиболее подходящей кандидатурой для выполнения этой задачи? Кто должен помогать при ее выполнении?
-
Почему?
Почему мы должны выполнять данную задачу или деятельность? Какой цели
она служит? Что произойдет, если работа не будет сделана полностью или
частично?
-
Как?
Как следует подходить к выполнению задачи? Какие методы и способы
применять? На какие нормативные документы (предписания, инструкции)
следует обратить внимание? Какие инстанции и подразделения надлежит
проинформировать? Какими могут быть затраты?
-
С помощью чего? Какие вспомогательные средства могут и должны быть использованы? Какие документы могут понадобиться?
-
Когда?
Когда следует начать работу? Когда нужно ее завершить? Какие
промежуточные сроки должны быть соблюдены? Когда сотрудник должен
проинформировать меня о положении дел? Когда я должен проконтролировать
ход выполнения задачи?
Ошибки делегирования
В заключение мы хотели бы остановиться на анализе некоторых типичных
ошибок при делегировании. Знание их может помочь вам выработать свой
собственный стиль делегирования и разобраться в том, как можно его
улучшить.
- Неумение инструктировать. От того, как подчиненный понял указание, зависит, справится ли он со своей задачей. Инструктирование:
- показывает значимость, важность и ответственность
поручаемого дела и тем самым настраивает сотрудника на качественное
решение, на серьезное отношение к делу;
- позволяет избежать соблазна объяснить неудачу тем, что «меня плохо проинструктировали».
- Фиктивное делегирование. Это ситуация, когда
делегируются те задачи, функции и полномочия, которые подчиненные имеют
в силу их должностных обязанностей. Для того чтобы этого не случилось и
вы своими действиями не дискредитировали себя, прежде чем делегировать,
ознакомьтесь с должностными обязанностями сотрудников. А если таковых
нет, разработайте их. Это полезно и даже необходимо со многих точек
зрения. Удивительно, но факт: многие сотрудники плохо знают (или знают
лишь в общих чертах) свои должностные обязанности. Об организации труда
в таком коллективе едва ли можно говорить всерьез.
- Ошибка
в выборе делегата. От этой ошибки никто не застрахован, однако
соблюдение правил делегирования сведет возможность и последствия этой
ошибки к минимуму.
- Ориентация не на дело, а на личности.
Ворчливость, несдержанность, излишняя эмоциональность в таком
деликатном деле, как делегирование, недопустимы. А хладнокровие и
ровные отношения с подчиненными необходимы.
- Делегирование функций и полномочий группе сотрудников без определения индивидуальной ответственности.
- Боязнь
«уронить авторитет». Если вы чего-то не знаете, то лучше
проконсультироваться у специалиста. Что касается сотрудников, то им
можно правдиво признаться, что вы не знаете, как решить данную задачу.
Это не нанесет сильного удара по вашему авторитету.
- Наиболее
опасной ошибкой при делегировании является перепоручение подчиненным
объединяющей функции руководства. Основным координатором деятельности
подчиненных является именно руководитель.
Итак, делегирование — это не способ уйти от ответственности, а форма
разделения управленческого труда, позволяющего повысить его
эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не
снимает с него обязанности принимать окончательное решение, а именно
эта обязанность и делает работника руководителем.